Апологетика

АПОЛОГЕТИКА (Apologia - отповедь) - имеет своим предметом защиту истин богооткровенного учения пред лжеучителями и заблуждающимися философами и мыслителями. Несовершенная организация человека колеблет его дух, и истина представляется в искаженном виде; часто отдельные личности восстают против очевидных истин христианства. Борьба с заблудшими и составляет предмет апологетики. Так как лжеучители выступают почти всегда с якобы научными теориями, не имея, однако, в душе истинного познания, то и апологетика основывается в своих трудах на научных выводах, дополняя и углубляя их указаниями на Божественный Промысл и напоминая, что всякое знание, в конце концов, либо субъективно, либо в основе его лежит Непознаваемое. Ввиду того, что А. наука полемическая, а не самостоятельная, ее методы и приемы видоизменялись согласно тем нападкам, которым подвергались Церковь и христианство. С самого возникновения христианства приходилось вести споры с иудеями, доказывать им истинность Мессии и раскрывать смысл Его учения. Во II и III в. выяснилась нужда защищать христианство пред язычниками. В разлагающемся языческом Риме процветали философские учения, причем выделялись три школы: эпикурейская, стоическая и неоплатоническая; с ними борется христианство, выдвигая таких образцов слова, как: Кодрат, Аристид (ок. 124 г. прошение имп. Адриану), Иустин мученик (166; ок. 150 г. прош. имп. Антонину), Татиан (ок. 170 г. апол. за христиан "К эллинам", впрочем он впоследствии уклонился в ересь гностиков; ум. ок. 170 г.), Клавдий Аполлинарий, Ермий ("Осмеяние языч. философ.", ок. 200 г.), Тертуллиан (род. ок. 160 г., ум. ок. 220 г.). Климент алекс., Дионисий алекс., Ориген и мн. др.; философы-язычники критиковали текст Св. Пис., что вызвало апологетическую исаготику и экзегезис св. книг. В IV в. христианство настолько упрочилось, что апологии принимают характер разъяснений, утрачивая полемическую остроту; даже дерзкие книги Юлиана, последнего язычника (biblia kata xristianon), служат поводом для толкования заветов Христа. Евсевий Кесар. составил апологетическую хрестоматию из творений апологетов первых веков. Труды Афанасия В., Василия В., Кирилла Алекс., Викентия, бл. Августина и др. В V в. началось переселение народов, долгие войны. В это время возникали ереси и лжеучения, но не имели большого распространения; поэтому и А. хотя и существовала, но главная задача Церкви была в распространении и укреплении христианства. Фома Аквинат., давший много апол. трактатов, в то же время трудился и над созданием христианской философской системы, так что его учение и до сих пор является основой религиозного преподавания в католических школах. Великие открытия и развитие науки в конце средних и начале новых веков следовали так быстро, что служители церкви не успевали разобраться и отделить истины от заблуждения, полезного для тела от вредного для духа - отсюда возникают преследования ученых, пылают костры инквизиции, сжигаются книги и люди. В XVII в. начинается так называемое деистическое движение. К нему относятся и пантеисты, и материалисты, и скептики (Монтэнь, Дидро, Тиндаль, Лок, Вольтер и др.). Среди борцов-апологетов нужно упомянуть Блэза Паскаля, который, усвоив приемы новой философии, опровергал их доводами разума и сердца. В России А. начала развиваться особенно в XVIII в.; неверие, проникшее с Запада вместе с прочими революционными идеями, вызвало труды Феофана Прокоповича, Сеченова, митр. Платона и др. Ввиду усложнившихся приемов научного мышления и А. вступила на путь чисто научный; особенно потрудились над этой работой немцы (Франк, Планк, Штейн, Ульман и др.); А. была отнесена ими к богословию, к философической догматике, и в А. доказательствах начал применяться исторический метод. В XIX в. развивается естественно- материалистический взгляд на природу; выдвигаются принципы чисто материалистические; но в противовес создаются апологетические произведения, появились журналы. Многие А. произведения, особенно протестантских и католических догматиков, больше разбирают и указывают ошибки материалистических учений (Ричль, Кафтан, Гарнак); истинная же задача А. лежит в более широком распространении христианства и указании неверности исходных точек, а не частностей того или иного учения. Из западных ученых замечательны: Арндт, Лютардт, Геттингер. В России делу апологетики в последнее время много послужили митр. Макарий ("Введение в правосл. богословие"), Рождественский, Августин архим., Тихомиров, Кудрявцев, Елеонский, прот. Светлов, прот. Буткевич, прот. Аквилонов и другие.