Каноны св. отцов

КАНОНЫ СВ. ОТЦОВ - это правила, написанные авторитетными епископ. в виде посланий - ответов на вопросы др. пастырей. Эти каноны-послания, по словам самих же авторов, представляли не обязательные какие-нибудь правила, а просто их личное мнение по тому или др. вопросу, о чем предупреждали они сами их вопрошавших, говоря, что обязательность они (т. е. послания) могут приобрести только будучи приняты большинством епископов, но на деле получалось иначе - эти авторитетные послания, принятые поместною церковью, вносились в ее сборники правил, делаясь сами обязательными. Многие эти правила впоследствии были утверждены Трулльским собором. Это были следующие: 1) Дионисия александрийского (ум. 264 г.) четыре, касающиеся поста перед Пасхой. 2) Петра александрийского (ум. 311 г.), затрагивающие вопросы о принятии обратном отпавших христиан во время гонения и вопрос о посте в среду и пятницу перед Пасхой и празднованиии воскресения. 3) Григория неокесарийского (ум. 272 г.), содержащее то 11, по счету одних, то 12 правил; они говорят о тех, которые ели пожертвованную идолу жертву и совершали др. преступления. 4) Св. Афанасия александрийского (326 - 371), изъясняющее вопросы о девстве и браке (к монаху Атуну) и об обратном принятии раскаявшихся ариан, а также содержащее перечисление священных кн., принятых в Канон. 5) Св. Василия Великого (370 - 378), содержащее 92 пр., извлеченных из посланий его же к Амфилохию - еп. иконийскому, к. Диодору - еп. тарскому, к Григорию пресвитеру, к др. епископам, ему подчиненным, и хорепископам. Правила эти касаются, главным образом, вопросов о браке и наложения церковн. наказания за разные преступления, а также поясняется понятие о видах отпадения от истинного учения и говорится о значении неписанных преданий - правил. 6) Св. Григория нисского (372 - 394) - об епитимии, к Литию епископу мелитинскому. 7) Св. Григория Богослова (370 - 390) и св. Амфилохия (394 г.) о канонических книгах Ветхого и Нового Заветов. 8) Тимофея, александрийского архиепископа, - по разным пастырским вопросам. 9) Феофила, александрийского архиепископа (395 - 413) - 14 пр., из которых 7-е касается избрания и рукоположения священных лиц. 10) Св. Кирилла александрийского архиепископа (ум. 444 г.) - к Домну - антиохийскому патриарху, и к ливийским епископам, содержащее 5 пр. 11) Геннадия константинопольского патриарха (ум. 471) к папе Льву I и восточным епископам - о неправильном рукоположении за деньги. 12) Тарасия константинопольского патриарха к папе Адриану, касающееся того же вопроса, что и предыдущее.